На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Знай наших!

9 955 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexander Demidov
    Вроде бы Яндекс российская компания, ан нет!  Много лет оставлял комментарии по поводу того, что бандерлогов надо "мо...Яндекс продвигает...
  • Maxim Yushkin
    Пурга! Пустых прилавков в нач. 90-х уже не было! ДЕНЕГ НЕ БЫЛО РЕАЛЬНО! Хрен без соли доедали... 😩Как я сходил в Ел...

Страшно оказаться последним, кто выскажется

Когда я был молодым эстетом, все в мире эстетов обстояло столь строго, что любой разбуженный среди ночи эстет мог без запинки повторить знаменитый пассаж Ролана Барта из знаменитой его актовой лекции, прочитанной при вступлении в должность заведующего кафедрой литературной семиологии 7 января 1977 года.

Я не шучу. Вот представьте – спит молодой эстет, никого не трогает. На него выливается кружка холодной воды или громко включается песня «21st Century Schizoid Man» вокально-инструментального ансамбля King Crimson.

Эстет вскакивает и, не протирая глаз, произносит, как заведенный: «...язык – не реакционен и не прогрессивен; это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы заставлять говорить нечто». Так и было.

Сейчас, после долгих инсайдерских сравнений ЖЖ и Фейсбука, а также размышлений над тем, почему столь обильный массив публики, что молчал в ЖЖ, столь разговорился в Фейсбуке, я бы поправил покойника Барта таким образом:

«Фейсбук – это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы заставлять говорить нечто».

В самом деле, ЖЖ был устроен так, что в нем незазорным оставалось молчание. Фейсбук с его назойливым «О чем вы сейчас думаете?»; с его постоянно бегущей («по краям») информацией о том, кто кого прокомментировал; с его попаданием в общий поток комментов, даже если вы откомментились по ничтожному поводу, – именно что заставляет человека высказываться.

Человеку начинает реально казаться, что он окажется как бы ущербным, если не выскажется по поводу георгиевских ленточек или рождения очередной британской принцессы, – ведь все вокруг об этом высказываются. А это страшно – оказаться последним, кто выскажется, или – о ужас! – тем, кто не выскажется вообще. Как часто бывает, сработало несовпадение логического и фактического.

Возможность лайкать, ничего не говоря, наоборот, должна была способствовать «молчанию тех, кому сказать, в общем-то, нечего». Однако этого не случилось. В ЖЖ, где не было лайков, они молчали, а в Фейсбуке разболтались, да еще как.

Еще раз: ЖЖ позволял молчать, не напрягаясь, в Фейсбуке молчание стало психологически сложным.

http://vz.ru/opinions/2015/5/8/744230.html

Сергей Шмидт, историк (Иркутск)

Картина дня

наверх