А редкие крики «король-то голый» теряются в хоре славословий в адрес «инновационного гения»
Американский бизнесмен-инноватор Илон Маск, основатель и владелец компаний Tesla Motors, производящей электромобили, и SpaceX, специализирующейся на создании космической техники, стал чем-то вроде иконы для поклонников технического прогресса.
В особенности тех, кто уверен, что именно (и исключительно) частная инициатива, исходящая от таких гениев, как Маск, укажет путь человечеству.Илон Маск каждые несколько месяцев ошарашивает новыми проектами, от которых захватывает дух и которые, по его заявлениям, уже через несколько лет заработают. Среди ожидаемых «подарков» Илона Маска человечеству – питающиеся от солнечных батарей беспилотные электрофуры, «гиперлуп» – перемещающийся в вакуумной трубе с огромной скоростью электропоезд, запуск которого между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом он запланировал на 2019 год, межконтинентальный пассажирский ракетоплан и, наконец, программа колонизации Марса, на который Маск намерен отправить первую партию колонистов в 100 человек.
Правда, прообразы многих масковских идей мне доводилось видеть ещё в детстве, в популярных советских журналах «Юный Техник» и «Техника-молодёжи». А специалисты находят в проектах Маска множество грубых технических ляпов, откровенной безграмотности, школярства (у мальчиков из кружков научно-технического творчества получаются куда более грамотные проекты) и главное – полное отсутствие признаков скорой их реализации, кроме анимационных промороликов и сомнительных макетов, выдаваемых за работающие образцы.
И, казалось, презентованный на днях новый проект Маска по крайней мере частично от этих недостатков свободен: представлен реально существующий участок нового перспективного вида городского транспорта. Маск открыл первый скоростной подземный тоннель под Лос-Анджелесом. Тоннель начинается под головным офисом компании SpaceX в калифорнийском городе Хоторн и заканчивается через два километра в пригороде Лос-Анджелеса под штаб-квартирой Boring Company. Строительство обошлось Маску в десять миллионов долларов.
Миллиардер называет такие туннели панацеей от пробок на дорогах. Предполагается, что по этим туннелям будут ездить электрические капсулы на автопилоте, которые смогут перевозить от 8 до 16 пассажиров со скоростью 200-250 километров в час. Демонстрация тоннеля была проведена с помощью модифицированной Tesla Model X. Инженеры прикрепили два дополнительных колеса к передним колесам авто. Они выпирают по бокам и играют роль амортизаторов в туннеле, благодаря им автомобиль не задевает стенки колеи.
Вроде бы выглядит привлекательно, но ведь подземное средство преодоления городских пробок и ускорения внутригородских поездок было создано больше ста лет назад и называется метрополитеном! Внутригородские автомобильные туннели тоже существуют во многих местах (например, Лефортовский туннель в Москве).
Тогда в чём «ноу-хау» Илона Маска? На видеоможно рассмотреть даже не туннель, а туннельчик, в который едва вмещается одна легковушка. Даже если удастся достичь интервала движения в 20-30 секунд (что крайне маловероятно), пропускная способность составит от силы 150 транспортных средств (легковушек на 8-16 человек) в час. Даже близко не сравнить с пропускной способностью классического метро или двух- трёхполосными автомобильными туннелями. Скорость 240 км/час (ныне обычную для скоростных железнодорожных магистралей) поезда метро не развивают только потому, что при поездках на короткие расстояния выигрыш в 3-4 минуты не имеет никакого смысла.
Конечно, мне возразят, что Маск, дескать, является создателем и руководителем двух мощных инновационных компаний, производящих реальную продукцию, и не стал бы он тратить 10 млн долл. на пробный участок своего «метро» (сам он всячески избегает этого слова). Однако, по мнению экспертов, выпускаемые в небольших по меркам мирового автопрома количествах «Теслы» никакого технологического прорыва не обеспечат. Они дороги и по закупочной цене, и в эксплуатации, а по рабочим характеристикам уступают аналогам на традиционных ДВС и лишь благодаря рекламе являют собой «статусные» игрушки для узкой категории потребителей.
А финансовая отчётность Tesla Motors показывает постоянно растущие убытки. По данным Forbes, потери компании по итогам IV квартала 2017 года составили $675 млн, потери за год – $1,96 млрд.
Что же касается космических разработок Маска, то основное финансирование SpaceX получает непосредственно от NASA, а «частный» проект Falcon был изначально одобрен и получил финансирование в Конгрессе США. По сути, «инновационная» компания Маска, где всего 4000 сотрудников, выступает «прокладкой» межу государственным агентством и производителями всего комплекса работ – традиционными аэрокосмическими корпорациями. Поэтому говорить о её эффективности по сравнению с «Боингом», «Локхидом» или российской «Энергией» с их многотысячными коллективами как минимум некорректно.
Многие технические решения Маска были приняты, по мнению специалистов, ради эффектной телекартинки. А картинка нужна для всепланетной рекламы инженерного гения. Схем зарабатывания денег под рекламу якобы прорывных открытий и сулящих миллиардные прибыли проектов много: привлечение инвесторов, раздувание мыльных пузырей на бирже и т. п.
Есть и политическая составляющая «проекта “Маск”», обеспечивающая поддержку на самом высоком уровне власти, – демонстрация технологического лидерства США.
В современной экономике стала привычной ситуация, когда неуспешная экономическая деятельность способствует росту акций компании, а реальная деятельность служит для раскрутки курсовой стоимости акций, покрывая (до поры до времени) убытки. У Маска эта схема пока работает. Капитализация (рыночная стоимость) производящей около 100 тысяч машин в год, имеющей громадные убытки (около 10 тыс. долларов на каждую проданную машину) Tesla Motors составляет 55 млрд долл., а у прибыльной, продающей около 10 млн автомобилей с выручкой $152 млрд General Motors – 59 млрд.
Иными словами, продав всего 10% акций Tesla Motors, Маск с лихвой отобьёт все операционные убытки, которые, впрочем, он покрывает не из своего кармана, а за счёт всё новых кредитов для «Теслы»: кто не даст их компании с такой капитализацией? Вот что значит грамотная реклама! А у SpaceX финансовая отчётность и вовсе закрытая, но как не заподозрить, что тут используется та же схема?
Тем не менее редкие крики «а король-то голый» теряются в массовом хоре славословий в адрес «инновационного гения». Даже страшно за человечество, когда создаваемый ведущими СМИ «мейнстрим» вытесняет способность самостоятельно оценивать информацию, а распоясавшийся аферист делается идолом толпы.
Заново изобретённое Илоном Маском «метро» – это квинтэссенция «информационной цивилизации», показывающая, как можно откровенный бред превратить в «истину» для огромного числа людей. И такой бред поднимет на свои знамёна «креативный класс», составляющий львиную долю почитателей Илона Маска. Этот «класс», подверженный «синдрому толпы», состоящий в основном из офисных клерков, консультантов по банковским услугам и экспертов по продажам, служит удобным материалом для формирования «мейнстрима». Что поделаешь, таковы будни «постмодерна» и «постиндустриального мира».
Свежие комментарии