На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Знай наших!

9 960 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexander Demidov
    Вроде бы Яндекс российская компания, ан нет!  Много лет оставлял комментарии по поводу того, что бандерлогов надо "мо...Яндекс продвигает...
  • Maxim Yushkin
    Пурга! Пустых прилавков в нач. 90-х уже не было! ДЕНЕГ НЕ БЫЛО РЕАЛЬНО! Хрен без соли доедали... 😩Как я сходил в Ел...

Неоязычество советского периода.

Советский период истории характеризуется небывалыми гонениями на Православную церковь. На ряду с жесточайшим преследованием Православия, новое руководство страны искало идеологическую замену христианству. Сложно сказать однозначно сколь серьезно рассматривалось в этой роли язычество, однако несомненно, что это как минимум обсуждалось. «Славянам нужна новая религия. В марксизме слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут» , так передают современники размышления маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского. Им же была направлена в Совнарком записка с предложением объявить язычество государственной религией РСФСР. Идея Тухачевского хоть и не была принята, судя по всему, рассматривалась довольно пристально.

Русская культура обладала богатой традицией праздников, которые были наполнены образами и иносказательным символизмом, отлично понятным народу. Основу череды праздников составляли церковные памятные даты. Конечно, с таким вопиющим клерикализмом советское правительство мириться не хотело и изобретало всякого рода подмены. Так, Рождество стало Новым годом, Успение – днем урожая, Масленица – праздником проводов зимы и т.п.

Традиционная народная культура целенаправленно искоренялась и на ее место специально обученными работниками культпросвета внедрялся переработанный вариант народных песен, танцев, сценариев праздников и т.д. Масштабы этого явления были очень велики и охватили практически всю страну.

При этом параллельно шел процесс ненавязчивой пропаганды языческих мотивов посредствам художественной литературы, кинематографии, мультипликации и т.д. Так кинофильмы «Финист ясный сокол», «Мавка», «Русь Изначальная», «Садко» мультфильм «Детство Ратибора» были рассчитаны на детско-юношеский возраст и создавали романтический образ языческой славянской культуры.

Многие помнят сборники мифов Древней Греции, издававшиеся в Советском Союзе миллионными тиражами. В них описываются деяния мудрых богов и бесстрашных героев. Однако, мало кто был знаком с оригинальной греческой мифологией, которая полна столь развратных сцен, что даже современный кинематограф постеснялся бы детально изобразить подобное. Ряд авторов в своих произведениях высказывали мысли о высоких культурных достижениях славян, дохристианской письменности, неприемлемости христианства для Руси и т.д.

Интересно, что даже детские площадки в Советском Союзе с определённого момента стали строить в стиле языческих капищ. Конечно, властьимущие в Советском Союзе не собирались восстанавливать ушедшее многобожие, позитивный образ язычества был лишь одним из инструментов атеистической госпропаганды, которая таким образом боролась с христианством.

Та же самая директива по восхвалению дохристианской культуры по-видимому была спущена и в научное сообщество, став причиной множества монографий о «двоеверии» и поиска языческих веяний в христианских обрядах. В академической среде историков складывается практика противопоставлять внедренное «правящим классом для подчинения подневольных народных масс» православие истинно народному язычеству.

Некоторые сектоведы отмечают, что появлению в России неоязычества могли способствовать и кришнаиты, которые активно пытались внедрять свое учение через пропаганду «ведического» славяно-индусского единства и общих арийских корней. Известно, что появившееся в России в 1971 г. Общество сознания Кришны вполне целенаправленно занималось поиском схожих элементов древнеиндийской религии и славянского язычества.

Как мы видим, советская власть как будто специально готовила все необходимое для появления неоязычников и они не заставили себя долго ждать.

Именно в советский период начинают свою деятельность те, кого можно назвать основоположниками современного неоязычества.

Одним из первых советских неоязычников, сформировавших многие из неоязыческих постулатов, дошедших до наших дней, стал Анатолий Иванов (псевдоним — Скуратов). Во время учебы на историческом факультете МГУ он увлекся философией Ницше и идеями анархо-синдикализма. За это он был исключен из университета и проходил лечение в психиатрической клинике. После выхода из психбольницы А. Иванов примыкает к диссидентам. Одно время он сотрудничал с православным монархистом В.Н. Осиповым, который в это время осуществлял издание журнала «Вече». А. Иванов опубликовал в «Вече» несколько статей, однако ничего языческого в его материалах не было и свое видимо уже сформировавшееся неоязыческое мировоззрение он никак не проявлял, о чем свидетельствует лично Осипов в своей автобиографической книге. Поэтому нет никаких оснований говорить о некоем существовавшем вокруг «Вече» православно-неоязыческом патриотическом союзе, чем грешат некоторые современные исследователи. Самиздатовский журнал «Вече» вызвал пристальное внимание КГБ, на его издателя заводят уголовное дело, в рамках которого допрашивают всех имеющих причастность к журналу. А. Иванов активно сотрудничает со следствием, его признательные показания приводят к тому, что В.Н. Осипова осуждают на 8 лет тюрьмы. В 1978 году А. Иванов написал и распространил в самиздате статью «Христианская чума», ставшую образцом антихристианских нападок для последующих поколений неоязычников. К примеру, он пишет: «Из всех духовных эпидемий, когда-либо поражавших человечество, самой страшной было — и, к сожалению, остается, — христианство. Оно унесло и в прямом и в переносном смысле столько жизней, что по сравнению с ним даже «черная смерть», опустошившая Европу в XIV веке, может показаться малозначительным событием». Вся дальнейшая деятельность А. Иванова также была связана с пропагандой неоязычества.

Похожих взглядов придерживался советский ученый-арабист Валерий Емельянов. Он работал переводчиком, преподавал политэкономию, арабский язык и иврит в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков, был лектором общества «Знание», преподавал также в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. В самиздате им была издана книга «Десионизация», в которой он активно критикует «еврейскую оккупацию», призывает бороться с христианством как «еврейской религией для порабощения языческих народов». Кроме того, в книге содержится краткий пересказ «Велесовой книги». В 1980-м году Емельянов был арестован по обвинению в убийстве и расчленении топором собственной жены, судим, признан невменяемым с диагнозом «шизофрения» и помещен в Ленинградскую психиатрическую больницу на 6 лет. В 1986 году примкнул к обществу «Память» Дмитрия Васильева. Однако не нашел там понимания в связи со своими антихристианскими взглядами. В результате чего основывает свою организацию с идентичным названием. В 1989 году участники емельяновской «Памяти» и клуба славяно-горицкой борьбы А. Белова создали Московскую языческую общину. Вся последующая его деятельность также была связана с популяризацией неоязычества.

Одним из наиболее известных деятелей советского неоязычества был Алексей Добровольский, более известный как Доброслав. Он родился в 1938 году, в семье инженеров. Под влиянием событий 1956 года в Венгрии создал в 1957 году из группы своих друзей Российскую национально-социалистическую партию, за что был арестован и осужден на несколько лет колонии. После выхода на волю Добровольский налаживает контакты с эмигрантской антикоммунистической организацией «Народно-Трудовой Союз», принимает участие в деятельности диссидентских кругов.

Чтобы получить после освобождения прописку в Москве, Добровольский дал согласие на секретное сотрудничество с КГБ. Собственно, сотрудничество Добровольского с органами было достаточно длительным плодотворным. Благодаря его признательным показаниям посадили Юрия Галанскова, а затем Добровольский дает ложные показания на Владимира Осипова, что привело к заключению Осипова в лагерь.

С конца 60-х Добровольский увлекается эзотерикой и йогой, с интересом изучает произведения Блаватской и Рерихов. В 1982 году по обвинению в спаивании несовершеннолетних он был арестован и около года проходил принудительное лечение в психбольнице. В 1989 году в самиздате появляется его книга «Стрелы Ярилы», в которой он повествует о своем видении славянского язычества. В том же году он начинает использовать псевдоним «Доброслав».

Любопытно, что Добровольский в своей автобиографической статье «Мои друзья эсэсовцы» утверждает, что языческие взгляды были переняты им в тюрьме во время общения с заключенными «власовцами». Однако, скорее всего данный эпизод является вымыслом. Никаких данных о язычестве среди солдат РОА или казачьих соединений, воевавших на стороне немцев нет, напротив в этих частях присутствовало православное духовенство. Единственные воинские соединения, воевавшие на стороне Гитлера в которых практиковались неоязыческие взгляды были в составе Украинской Повстанческой Армии. Были ли представители УПА духовными наставниками Доброслава или этот эпизод полностью вымышлен, однозначно сказать невозможно.

В 1989 Добровольский принял активное участие в создании Московской языческой общины, которую возглавил А. Белов. Затем Доброслав переехал в деревню расположенную в Кировской области, где вплоть до самой смерти проводил языческие праздники и обряды.

Рассмотренные здесь биографии столпов советского неоязычества, в чем-то схожи. Находясь в диссидентских кругах они тем не менее сотрудничали с госорганами, без особых угрызений совести сдавая своих соратников. Хотя и сами были судимы, но в основном к ним применялась мера наказания в виде принудительного лечения в психиатрической больнице. К неоязыческим взглядам пришли либо через учение эзотериков и увлечение «Велесовой книгой», либо через антихристианское мировоззрение.

Источник: Кузнецов М. Российское неоязычество. История, идеи, мифы. Рязань: Зерна, 2017. https://vk.com/rodnoverie_vs_p...

https://cont.ws/@atila888/844833

Картина дня

наверх