На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Знай наших!

9 960 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexander Demidov
    Вроде бы Яндекс российская компания, ан нет!  Много лет оставлял комментарии по поводу того, что бандерлогов надо "мо...Яндекс продвигает...
  • Maxim Yushkin
    Пурга! Пустых прилавков в нач. 90-х уже не было! ДЕНЕГ НЕ БЫЛО РЕАЛЬНО! Хрен без соли доедали... 😩Как я сходил в Ел...

Русский солдат в первой мировой войне.

Русский солдат по воспоминаниям участника Смольникова Романа Дмитриевича и записанных Тамарой Линчук (Секериной)

Мы учили на уроках истории, что Первая мировая война была захватнической, несправедливой, России не стоило вступать в нее. Только через 100 лет начала открываться правда, что Россия в Первой мировой войне сражалась за свои границы, за их безопасность, за свои уже обретённые выходы к морю, за суверенитет, веру и судьбы русского народа .Многие операции вошли в учебники как образцы военно-стратегического искусства, например известный Брусиловский прорыв.

Высшее командование не заваливало врага трупами солдат. Россия вела войну с гораздо меньшим напряжением сил, чем её противники и союзники. На каждую тысячу мобилизованных у России приходилось убитых и умерших 115, тогда как у Германии — 154, Австрии — 122, Франции — 168, Англии — 125. За всеми этими цифрами прячутся кровь и смерть людей.

Война была страшнейшей: впервые в мировой истории использовались новейшие достижения науки и техники, проявилась невиданная до тех пор массовая и изощренная жестокость, отныне были попраны все законы морали и нравственности, в том числе воинской. Людей травили газами, убивали с воздуха и в воздухе, давили гусеницами танков, сжигали огнеметами. Но наши солдаты и офицеры показывали чудеса доблести, самоотверженного служения и верности присяге даже после краха Российской империи.

Не могу не привести слова английского премьер-министра Уинстона Черчилля о России в Первой мировой войне: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была на виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как Ирод, пожираемая червями» .

Россия как проигравшая страна вышла из Первой мировой войны 3 марта 1918 года, а 11 ноября капитулировали ее враги, и война закончилась распадом Германской, Османской и Австро-Венгерской империй. Россия капитулировала перед кем? Перед теми, кто сам был готов капитулировать и сделал это. Вот результат предательства тогдашнего российского правительства. С 1 августа 2013 года Россия начала отмечать День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.

"... После лечения Роман Дмитриевич отправил книгу – подарок царевен по почте домой, и снова на фронт. Теперь не узнаешь, в каком году он попал в плен. Надо сказать, что сначала в Германии пытались содержать русских в соответствии с Конвенцией о военнопленных, но затем усилилась ненависть к нашим, от которых немцам больше всего доставалось. Кроме того, к концу войны положение с продовольствием в Германии резко ухудшилось. Русских стали содержать в дощатых бараках, кормить всякой бурдой, заставляли выполнять непосильную работу на полях и заводах, издевались, избивали, то есть апробировались те методы, которые будут применяться во Вторую мировую войну.

Было сначала и образцово-показательное отношение к русским военнопленным, когда и работой не утруждали, кормили сытно, одевали, снабжали деньгами либо разрешали работать наравне с немцами и выдавали зарплату. Отпускали по их желанию домой, чтоб рассказывали о своем прекрасном проживании в Германии родственникам и сослуживцам. Информационная война, по свидетельству историков, велась и такими средствами.

Примерно четыре года Роман Дмитриевич работал на немцев, терпел унижения, холод, голод. Родные получили от него письмо, в котором просил прислать сухарей и табаку.

После окончания войны многие военнопленные стали самостоятельно добираться до России. Судя по записи Романа Дмитриевича о том, что репатриантов вывозили из Гамбурга, он был в плену в Северо-Западной части Германии, откуда убежать без документов и денег было крайне опасно. Правильным решение было одно - ждать репатриации, то есть централизованной, на государственном уровне оправки пленных на Родину. Такой договор Германия и Советская Россия заключили в апреле 1920 года.

Группу, в состав которой попал Роман Дмитриевич, в Россию возвращали морским путем. Во время своего вынужденного путешествия он вел очень аккуратным четким почерком записи на немецком блокноте простым карандашом. Эти записи, как и письмо, хранятся у его младшего сына Петра. Приведу из них некоторые данные: отправились из Гамбурга 26 мая 1920 года, шли через пролив Ла-Манш до Испании и Португалии, затем через Гибралтар вышли в Средиземное море. Далее им указаны Суэцкий канал, порт Саид, Красное море, Индонезийский остров Суматра, Южно-Китайское море. Первого августа прибыли в Японию, а через два дня отбыли из порта Кобе во Владивосток.

Получается, что тимлюец Смольников Роман Дмитриевич плыл до России 70 дней по 3-м океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Не думаю, что бывший военнопленный находился на комфортабельном пароходе, где прекрасные каюты и питание. Скорее всего, это было торговое судно, и пришлось ему испытать качку, шторм, холод и голод, и в этих условиях вел что-то вроде дневника, записывая основные пункты пребывания на суше. Удивительно, пройдя через тяжелейшие испытания, он не утратил интереса к внешнему миру!

Вернулся Роман Дмитриевич в совершенно другую страну, совсем не ту, которую защищал от Германии и ее союзников Турции, Австро-Венгрии и Болгарии. И даже не в Россию, а в ее осколок – Дальневосточную Республику, провозглашённую на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока в целях избежать прямого военного столкновения Советской России с Японией. Просуществовала ДВР с 6 апреля 1920 по 15 ноября 1922 года. Столицей ее сначала был Верхнеудинск (Улан-Удэ), затем Чита. Кабанский уезд не входил в ее состав.

Фактически республика существовала на бумаге, но ее создание способствовало выводу японских войск из Забайкалья и накоплению сил для того, чтобы Советская Россия присоединила ее. Не было на ее территории государственных структур, зато находились разного рода войска: красная армия, армия Семенова, казачьи подразделения, разношерстные партизанские отряды и разного типа банды, и все грабили и уничтожали местное население, убить могли только потому, что внешний вид не понравился. Как добирался до дома Роман Дмитриевич, трудно представить. Остается только ругать себя за не любознательность, за непонимание, какой удивительный человек жил в соседнем доме.

Ни про одну войну нельзя написать правдиво. Это многоплановое бедствие. По-разному воспринимают и помнят войну генералы и лейтенанты, танкисты и авиаторы, солдаты из артиллерии и пехоты. «Опять вранье про войну», - говорил наш папа после просмотра очередного кино. До книг и фильмов, приоткрывающих правду, он, как и большинство ветеранов, не дожил.

Солдаты Великой Отечественной войны (мне не нравится слово «участники», потому что участвовать можно и пассивно, наблюдая со стороны) не любили про нее вспоминать, тем более рассказывать. С большим трудом в радио- и телепередачах вытягивали из них информацию писатели Сергей Смирнов и Константин Симонов, которые сами прошли через войну корреспондентами. Больно и страшно было воинам вытаскивать запрятанные в недра памяти те события и снова их переживать. Но они вернулись победителями, им хоть на словах, но воздавалась честь. На долю солдат Первой мировой войны или как еще ее называли Германской выпала горькая участь проигравших. Никто не спрашивал об их войне, не пытался разговорить, чтоб услышать не казенное, официальное, а живое слово, вырванное из глубины души и окрашенное их переживаниями.

Нет в России значимых памятников воинам Первой мировой войны, зато имеются во Франции. Победа этой страны, как и Англии, оплачена русской кровью. Не сомневаюсь, что были у Романа Дмитриевича награды, но сохранить их в плену не удалось. Историки сейчас приводят такие данные: в ряды Русской Императорской Армии было мобилизовано 16 млн. чел. всех сословий и национальностей, 1,5 млн. из которых к ноябрю 1916 года были награждены почетнейшей солдатской наградой - Георгиевскими Крестами, а еще примерно столько же рядовых бойцов армий Царя Николая Второго получили медали «За храбрость». Добавлю, сибиряки сражались отменно, что признавал их противник.

Вернулся Роман Дмитриевич в родной Тимлюй в 1920 году. Было ему в то время 29 лет. А дальше жизнь потекла, как обычно: женился, работал, растил детей – сыновей Анатолия, Александра, Петра и дочерей Марию и Дарью, дождался внуков.

Меня не оставляет убеждение в том, что такой тяжелой солдатской судьбой он заслонил своих детей во Вторую мировую войну. Бог помиловал его старшего сына, вернувшегося с войны хоть раненым, но живым. А другие сыновья до фронта не доросли: Саша родился в 1928, Петя – 1938 году. Его годки (есть такое тимлюйское слово) теряли на войне повзрослевших сыновей одного за другим.

Никто от Романа Дмитриевича не слышал, через какие страшные бои, лишения, он прошел, никому не пожаловался, что пришлось испытать ему в окопах, боях, в плену. Наверное, временами ему обидно было, что все пережитое за шесть страшнейших лет войны и плена изымалось из его жизни, представлялось так, как будто ничего и не было. Вот и прятал события своей молодости глубоко в памяти и в сердце. Вспоминались они в редких разговорах с другим военнопленным из Тимлюя Чувашовым Алексеем Егоровичем. Беседовали, по свидетельству Клавдии Алексеевны, дочери Чувашова, на немецком языке.

Прятать даже от родных приходилось и книгу – подарок дочерей последнего русского царя Николая Второго. За этим строго следила жена Екатерина Антоновна. Боялись: брат Василий Дмитриевич непонятно почему был репрессирован и погиб неизвестно где, когда и как. Слава Богу, не нашлось злодея, а то бы пришлось не только Роману Дмитриевичу, но и всей его семье разделить судьбу брата!

Несмотря на то, что пришлось пережить Роману Дмитриевичу в окопах, плену и по пути возвращения на Родину, ему, считаю, повезло. Из тех пленных, которые пребывали на Востоке Германии и самостоятельно решили добираться до Родины, мало кто остался жив. Путь их лежал либо через получившую независимость Польшу, либо через Украину. Польша, враждебно настроенная к России, всячески препятствовала продвижению русских из германского плена: сгоняла в концентрационные лагеря, где их ждала тяжелейшая работа, отсутствие элементарных жизненных условий, держала на границе без всяких средств к существованию, задерживала и оправляла работать в шахты. Еще долгое время после установления дипломатических связей с Польшей советские дипломаты разыскивали там русских воинов, плененных во время Германской войны.

Редко кому довелось вернуться домой через Украину, где шла Гражданская война, и бывших военнопленных вновь заставляли воевать в составе Красной армии, либо Белой, либо в националистических бандах. Сколько русских воинов, захваченных в плен Германией и ее союзниками в Первую мировую войну, вернулось на Родину, никто из историков сейчас сказать не может.

Ушел из жизни русский солдат Смольников Роман Дмитриевич 28 апреля 1960 года, оставив о себе память как о человеке совестливом и добром, никого и словом не обидевшим.

Тамара Линчук (Секерина)

https://cont.ws/@nadi/1123990

Картина дня

наверх